Я много думаю в последнее время. Может, это связано с отсутствием других дел, может, с какими-то неосознанными внутренними проблемами, но факт есть факт - я все время думаю, много, и в основном о вещах не слишком приятных.
Я спрашиваю себя, где заканчивается вера в сказку и светлое будущее, которое всех нас ждет? В какой момент ты перестаешь в это верить или где у тебя не остается больше на это сил? Где, в какой момент все прежние жизненные идеалы разрушаются и наступает пора новых, а следом приходит вопрос - а нужны ли вовсе эти идеалы? Я смотрю на своего брата и его жену, ему уже за 30, ей под 30, они сменили очередную съемную квартиру, на сей раз еще более убогую, чем раньше, окна дома выходят на бетонную стену, квартира сама странной формы, и единственный ее плюс - цена. Ну, и им немного повезло, их окна выходят так, что видна только часть бетонной стены, и часть неба. И тем не менее, если поместить их в фильм, они займут места тех героев, что живут в нищете. Почему так? Они замечательные, неглупые, порядочные люди, почему все выходит вот так? Вся жизнь почти - вот так, в чужом жилье, чужой работе, без надежды на свое и на детей, почему? Мне все говорили, главное - верить. Нет, главное уже не это. Главное - делать, поднимать задницу, рвать зубами, щериться, скалиться, и бороться. Только сейчас это стало немного интеллигентнее - фальшивые улыбочки, натягивание масок и фразы-штамповки. И где здесь указатель верного пути? Как понять, что тебе нужно больше - жизнь духовная, но бедная, или жизнь спокойная, но нечестная? Возможно ли остаться светлым внутри, натягивая маску?
Я смотрю на свой дом и впервые вижу его по-другому. Искривленные покосившиеся деревянные ступени, обломанные ручки дверей и шкафов, так и не законченный 7 лет назад ремонт, вещи, не купленные, а доставшиеся невесть каким путем - чей-то старый стол, чья-то швейная машинка, чье-то кресло... Старая настольная лампа со сгоревшим патроном, куда кое-как вкрутили новый, и теперь лампочка высовывается на добрых пять сантиметров и свет режет глаза, если ей пользоваться, компьютер, собранный из запчастей, выгоревшие занавески... Когда-то все это казалось мне необычным и было моей гордостью, потому что больше ни у кого не было такого дома, и потому что каждая эта вещь хранит воспоминания. Сейчас я задаю себе вопрос: а стоит ли оно того? Весь этот маленький мирок заставляет нас жить по его правилам - и вытягивается далеко за пределы, заставляя нас смотреть только на те вещи, которые на него похожи, разваленные, простые, и недолговечные. Он - наша программа. Да и только лишь у нас? Я снова дома, в станице, я снова смотрю на людей и в людей, стараюсь найти ответ на главный вопрос: а в чем смысл? И люди не знают. Они выполняют программу, и программа нерушима. Выросшие дети возвращаются к родителям, вместе со своей семьей и детьми, и на плечи ложится новая ответственность. Эти дети неспособны вырасти сами, и эту же программу они передадут своим потомкам. А может, в мире вообще нельзя вырасти самому? Может, все так и есть - сложно, тяжело и страшно, так, что мы вынуждены, как в древние времена, сбиться в группки и всем племенем держаться друг за друга? Или же все проще, просто совокупность этих программ дает ту систему, сломать которую нельзя?
В детстве нас учат верить, в сказки, в добро, в добрых волшебников, во что-то светлое и легкое, и мы послушно верим. И даже проносим в глубине души эту веру до самой старости. Но почему-то никогда с этим не встречаемся. Почему так? Дело ли в том, что мы должны сами это делать, а не верить в добрых фей? И никто (или почти никто) этого не делает. На самом деле мы не далеко ушли от первобытных предков, только желания приобрели более сложный характер. Мы так же хотим поесть, поспать, отдохнуть и найти подходящего партнера для размножения. Просто сейчас это все обрело форму более... нет, не благородную, более сложную, задурманенную красивыми обложками и блестящими названиями. У нас есть масса "отвлекалочек" - интернет, телевидение, радио, компьютерные игры и прочее. Радостно, как дети, углубившись в это, мы считаем себя образованными и умными людьми, но копни глубже, и что там? Мы понятия не имеем, как действует телевизор, почему радио работает без проводов, как создали компьютерную игру и прочее, и прочее... Мы не знаем мира, в котором живем, а те, кто знают - по сути, управляют им. Большинство из нас вовсе не хозяева своей судьбы, просто потребители ее, и ни одна книга по психологии с громким названием не даст никому действительно управлять своей судьбой. Общество в зависимости - от того, что носить, что смотреть, где работать и с кем встречаться. Кто-то наверху, вдалеке от нас, решает, что в этом сезоне моден пастельный оттенок розового в сочетании с мятным, и все магазины послушно заполняются им, кто-то решает, что обществу интересны турецкие сериалы, и ТВ набивают ими и чужой культурой. Остальным остается только потреблять. Хаксли рисовал утопичный мир, но знал ли он, что в какой-то мере окажется пророком?
Так можем ли мы действительно быть свободными, можем ли мы действительно верить в то, что светлое будущее впереди, если на самом деле каждому предначертано свое место еще с рождения, и программа забита на годы вперед? Родившийся в семье педагогов вряд ли станет бизнесменом, если не сломает заложенный в биосе код, слишком много моральных устоев, слишком мало - материальных. Родившийся в семье бизнесменов вряд ли станет педагогом, не те моральные ценности. Родившийся вне семьи вряд ли вообще узнает, что есть семья. Мы копируем, копируем, копируем всю жизнь, подсознательно и осознанно - родителей, друзей, известных личностей, книжных персонажей... Отрицаем, но если порыться и разобрать каждого по косточкам - копируем.
Будет ли поколение тех, кто не будет копировать? И что будет с этим поколением, станет ли оно поколением "сверх", выведет ли оно общество на новый уровень или... Или суждено ли ему вообще появиться?
Слишком много мыслей. Слишком мало ответов.