Об этом фильме нужно писать сейчас, прямо вот так, наспех раздевшись по приходу домой.
О нем не слишком хочется говорить вслух, но почему-то не получается не думать. Хотелось бы думать четко, емко, лаконично - так, как собрал воедино кусочки ленты режиссер этой черно-белой ленты.
Но мысли все равно падают врассыпную. О чем это кино? Об Освенциме? Об уничтожении евреев, о слепой вере немцев в свой рай и своего фюрера? О любви? О странной и глубоко запутавшейся русской душе? О жертвенности, о боге или об идее? Наверное, в первую очередь это картина о людях. Кадр раскрашен черным, серым и белым, если говорить о цветах, но если говорить о сплетениях эмоций, то счет оттенков пойдет, пожалуй, на сотни. Здесь есть счастье, есть любовь, есть вера - разных форм и разных видов, есть история о надежде и история о спасении, есть война и есть жизнь, есть смерть и есть нечто, что выше смерти.
"Об этом нельзя рассказать так, чтобы ты почувствовал" (с)
Это картина для тех, кому не страшно узнать, а что было по ту сторону, что скрывалось не только за стенами, но и за душами людей. Как умиравших, так и убивавших. Нельзя сказать, что Кончаловский делает упор именно на ужасы той поры или жестокость, совсем нет. Скорее, используя эти исторические реалии, он искусно задает вопросы о важном. Понятно, что вопросы скрываются между строк, и в этом вся соль. Что придет в голову зрителя и придет ли оно, какой вопрос возникнет здесь, а какой - там... Намеков на ответы нет, но отчего-то риторическими вопросы не остаются.
Многослойная, глубокая, безусловно драматичная история-картина. И однозначно весьма необычная.
10 из 10. И душевное спасибо Андрею Кончаловскому за то, что в моей голове теперь живо слово "русский кинематограф".